«Без фактора азербайджанской нефти СССР не победил бы Германию»
О подвиге азербайджанского народа в годы Великой отечественной войны написано сотни книг. В ходе самой жестокой в истории человечества войне азербайджанский народ плечом к плечу с другими народами сражался и защищал каждую пядь территории нашей общей страны. На фронтах Великой Отечественной войны сражалось более 640 тысяч сынов и дочерей Азербайджана. Более 300 тысяч из них погибли, 130 уроженцев Азербайджана были удостоены звания Героя Советского Союза, и награждены медалями и орденами за отвагу. Среди них и Гусейнов Абдул Анбиевич, который родился в Баку в 1925 году. Он участник Великой Отечественной войны, ученый-востоковед, писатель, член Центрального совета Всероссийского Азербайджанского Конгресса. Он автор более 400 научных и публицистических работ, сценариев, рецензий к фильмам. Долгое время был представителем советской киноиндустрии за рубежом. В интервью ВАК наш соотечественник, проживающий в Москве, рассказал о вкладе Азербайджана в достижение победы в ВОВ и вспомнил страшные дни войны.
– Абдул Анбиевич, расскажите о вашем детстве.
– Я родился в Баку в Амирджанах. В семье нас было шестеро братьев – я был старшим. Когда мне было 8 лет, отца, инженера буровых работ, кавалера ордена Трудового Красного Знамени, перевели на работу в Нижний Новгород. И мы, шел 1933 год, впервые оказались в России.
Меня отдали во второй класс местной школы. Помню отчетливо, как в первый мой учебный день классный руководитель спрашивает меня: «Как тебя зовут?» Я отвечаю: «Баку». Весь класс начал смеяться. Поняли, что русский язык я вообще не знаю. Ведь, несмотря на то что в детстве мы все жили в одной стране, русский язык в Азербайджане знали немногие. Учительница стала перечислять мне имена моих одноклассников, и тогда я ответил: «Аааа, Абсен! Абсен!», – так меня звали родные. Директор повел меня в первый класс, и за одной партой со мной сидел Ильяс Шамсуддинов, татарин по национальности. Оказалось, что он родом из Баку, мы с ним сдружились, и он стал моим переводчиком. Так я стал осваивать русский язык. Спустя три года мы вернулись в Баку, и я стал учиться уже в русской школе. Больше с Ильясом мы не виделись, но позднее я узнал, что он погиб в 1945 году при штурме Берлина. С русским языком у меня связано еще одно важное воспоминание. После окончания девятого (тогда восьмого) класса я пошел учиться в профтехучилище, и летом 1941 года меня отправили на практику в Сабирабад. Там русский не знали даже в райкоме партии. Знаменитую речь Молотова на азербайджанский язык для сабирабадцев, собравшихся на площади, переводил именно я.
– Какой вам запомнилась война?
– Когда началась война, мне было 16 лет. Мы с братом Мирзой пошли работать на завод. Тогда в рабочих руках нуждались очень сильно. В январе 1943 года я пошел добровольцем в Грозненское пехотное училище. Через год ускоренного обучения я должен был получить звание лейтенанта. Но в июне 1943 года нас отправили на фронт, обучение я так и не закончил. Из курсантов-добровольцев создали сводную роту и отправили на Курскую дугу. 1 августа мы пошли в бой. Нас привели в окопы. В это время началась артподготовка. Немцы пошли в атаку, наши танки их контратаковали. За танкистами пошли мы. Часа через два взяли немецкие окопы. Конечно, огромную роль в первой моей победе сыграли танкисты, которые в прямом смысле слова раздавили немцев. Но этот первый день я не забуду никогда. 17 августа из 120 человек, приехавших из Баку, в живых осталось только 17. Почти все боевые дни я был с Гусейном Ахундовым, в прошлом году его не стало. Спустя много лет, мы встретились с ним в Москве, и дружили с ним до конца его жизни. Тогда, в 43 году, я был тяжело ранен, и после госпиталя меня отправили в Баку. Здесь я узнал о смерти родителей и трех малолетних братьев, они умерли от малярии. Было такое время, все теряли близких. Горечь этой утраты я старался пережить в боях, снова просился на фронт, но ввиду тяжелой травмы, полученной при ранении, меня записали годным к нестроевой службе. Я получил направление в штаб своего бывшего полка.
– А где вы встретили «День победы»?
– Много лет прошло, многое забылось, но 9 мая я помню чуть ли не поминутно. В апреле 45 года я на Украине (под Луганском) гостил у давнего приятеля, затем я предложил ему поехать со мной в Баку, и в начале мая мы двинулись в путь. 8 мая, когда наш поезд сделал остановку в чеченском Гудермесе, мы увидели ликующий народ. Эта картина стоит до сих пор перед моими глазами. Тогда, я и несколько моих попутчиков опоздали на наш поезд. Потом нам пришлось обгонять его на скоростном поезде. 9 мая – День Победы запомнился солнцем, громкой музыкой, весенней зеленью и непередаваемой эйфорией.
– Абдул Анбиевич, а что вы можете рассказать о роли азербайджанцев и Азербайджана в достижение победы над фашизмом?
– С первых дней войны азербайджанский народ вместе с другими народами бывшего СССР встал на борьбу с фашистскими захватчиками. Благодаря героическим усилиям трудящихся Азербайджана республика превратилась в один из могучих арсеналов армии. За годы войны азербайджанские нефтяники отправили на фронт 75 миллионов тон нефти, что составило 3/4 всей добываемой в СССР нефти. В республике производилось 130 видов вооружения, боеприпасов и снаряжения, в т.ч. ракеты «Катюша», пулеметы «Шнакин», самолеты-истребители «Як-3». Были созданы сотни истребительных батальонов, батальонов самообороны и отрядов противовоздушной обороны. Большую роль в Великой Победе сыграли сформированные в Азербайджане 402, 223, 416, 271 и 77 дивизия. За отвагу, проявленную в освобождении города Таганрога, 416 дивизия получила название «Таганрогская». С первых дней войны тысячи граждан Азербайджана мужественно воевали на фронтах против фашизма. 44 азербайджанца приняли участие в обороне Брестской крепости, сражаясь до последнего дыхания. Я с уверенностью могу заявить, что без азербайджанских солдат и без фактора азербайджанской нефти СССР не победил бы Германию в войне, а самолеты и танки были бы просто грудой металла.